№ |
Иллюстрации |
Комментарии |
||||
1.
|
|
Расстройства поведения и эмоций у детей проявляются в разнообразных ситуационно-личностных реакциях: негативизма, демонстративности, агрессивности, конфликтности, вспыльчивости, обидчивости, дурашливости, пониженного фона настроения, нерешительности, страхов и тревоги, скованности, заторможенности, эгоцентричности и эгоистичности, эмоциональной отгороженности, псевдоглухоты, избегания умственных усилий, дефиците внимания, гиперактивности, многоречивости, застреваемости и других.
|
||||
2. |
|
Расстройства поведения и эмоций у детей, как правило, образуют синдром-структуру. Так, конфликтность, обидчивость, капризность, как реакция на неудачу или запрет (ограничение) могут сочетаться с эгоистичностью с нежеланием уступать или передавать право водящего в игре, гиперактивностью и дурашливостью как реакцией на пресыщение или истощение. Диагностика предполагает выявление наиболее выраженных расстройств поведения у детей в процессе наблюдения, в том числе и в специально организованных игровых ситуациях.
|
||||
3. |
|
Дурашливость. Может проявляться у детей по разному. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях. Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка. Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками, нарушением «чувства дистанции» выводит окружающих из себя и т.д. К дурашливости может присоединятья негативизм, демонстративность или агрессивность, такое поведение можно квалифицировать как оппозиционно-вызывающее. Причинами дурашливости может быть стеснительность ребенка, неумение вести себя в новой ситуации, протест, сопротивление чрезмерной нагрузке при обучении и другие. Дурашливое поведение зачастую провоцирует гиперактивность у детей.
|
||||
4. |
|
Эмоциональная отгороженность у детей проявляется в ситуационно-личностных реакциях: псевдоглухоты, избегания взаимодействия с другими детьми, избегании зрительного контакта, поглощенности собственной сверхценной деятельностью. Как правило, для аутичных детей характерны реакции негативизма, эгоцентризма. Дети производят впечатление эмоционально холодных и молчаливых.
|
||||
5. |
|
Эмоциональная отгороженность у детей. Признаки, симптомы аутистического поведения можно разделить на выраженные или менее выраженные, более и менее значимые при взаимодействии, управлении и коррекции взрослым поведения ребенка. Так, невыразительность мимики удовольствия или не удовольствия, избегание зрительного контакта менее значимые, чем псевдоглухота, негативизм, бездеятельность, стереотипные навязчивые действия, аутостимуляция.
|
||||
6. |
|
Цели игровой коррекции. Для детей с выраженными расстройствами поведения и интеллекта целью является стимуляция подражания, проявления произвольных усилий в простых предметно-практических ситуациях. В игровой задаче «Кубиком кубик толкни и в один из трех кубиков попади» безречевому ребенку необходимо выполнить задание. Игровая задача на подражание может вызывать недовольство, протест, быстрое пресыщение, избегание усилий у ребенка шести с выраженными расстройствами интеллекта.
|
||||
7. |
Провокация и
преодоление нерешительности, страхов и т.п. Стратегия на телесный контакт между взрослым и
детьми |
Методы (стратегии) коррекции, изменения нарушенного и особенного поведения ребенка это: стимуляция гуманных чувств, ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого; осознание через обсуждение и объяснение ребенку особенностей, причин и последствий нарушенного поведения; переключение ребенка на иное состояние; стимуляция чувства удивления у ребенка; провокация, отреагирование, преодоление ребенком нежелательных состояний; игнорирование провокационного и манипулятивного поведения ребенка; положительное подкрепление желаемого поведение ребенка; стимуляция чувства юмора и положительных эмоций у ребенка; мотивация соревнования-соперничества, стимуляции телесного контакта между взрослым и детьми, чувства прекрасного у ребенка и другие.
|
||||
8. |
|
Налаживание эмоционального контакта с эмоционально отгороженными детьми или с детьми с выраженными расстройствами интеллекта более эффективно, если взрослый-игротерапевт обладает, владеет разнообразием простых предметно-практических игровых задач. Например, можно стучать палочкой об доску совместно с ребенком. При этом взрослый сам вкладывает палочку в руки ребенку. Вместо палочки можно использовать любой другой предмет.
|
||||
9. |
|
Обогащение предметно-практической деятельности ребенка происходит через разнообразие необычных игровых действий, которые предлагает взрослый. Чтобы получился вентилятор, пропеллер, мельница – надо соединить кубики и колечко пластилином. Через разнообразие предметно-практических действий взрослый стремится управлять особенным или нарушенным поведением ребенка.
|
||||
10. |
|
Удержание глаз закрытыми может рассматриваться как прием диагностики уровня гиперактивности у ребенка, способности сдерживать импульсивное поведение. Удержание глаз закрытыми является вариантом усложнения взрослым игровых действий ребенка, структуры игровой задачи.
|
||||
11. |
|
Этапы организации игровой деятельности у детей. Необходимость договориться, спланировать собственные действия, чтобы игра получилась. Способность играть организованно, произвольно предполагает преодоление конфликтности, обидчивости, гиперактивности, эгоистичности между детьми под руководством и в сотрудничестве со взрослым.
|
||||
12. |
|
Создание воображаемой ситуации – одно из условий эффективности игровой терапии. Игровой атрибут – халат помогает создать воображаемую, условно-реальную ситуацию игрового взаимодействия. |
||||
13. |
|
Использование предметов не по их прямому назначению, а в качестве предметов-заместителей одно из важных качеств игротерапевта. Например, стол это не стол, а горка. Покатаем куклу с горки. Обогащение предметно-игровой среды: 1) важное условие эффективности игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей; 2) может происходить через более активное обыгрывание обычных предметов взрослым.
|
||||
14.
|
|
Стимуляция совместной деятельности между детьми. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, «расширению зоны ближайшего развития», когда ребенок может сделать то, что не может сделать один. При этом взаимные действия детей, взрослого с ребенком могут иметь различную мотивацию: объединить усилия, чтобы выиграть, сделать лучше других, то есть быть действительно совместными или конкуретными, соревновательными. Организация совместной игровой деятельности между детьми имеет разные этапы: от игры рядом, игры взрослого с ребенком, между детьми, с выдвижением водящего и организатора игры из числа детей.
|
||||
15. |
|
Классификация игровых задач. Ситуативные и внеситуативные игровые задачи. Некоторые игровые действия-приемы существуют, пока существует ситуация, нарушенное или особенное состояние у ребенка. Ценность игровой задачи в ее ситуационной своевременности, в способности к импровизации игротерапевта в ситуации «здесь и теперь». Например, ребенок взял чашку, а вы предлагаете: «К уху чашку приложи и о чем она шумит, расскажи!» Если ребенок гиперактивных, то игра ситуативно тормозит двигательную активность, развивает воображение, стимулирует слуховое сосредоточение и т.п.
|
||||
16. |
|
Предметно-практические действия с карточками могут быть разными: раздача, набирание; выбор карточек детьми из двух или колоды; передача; отбирание карточки взрослым; приложение, наложение, выкладывание в ряд и по группам, переворачивание, маскировка части изображения, узнавание изображения и поиск в условиях дефицита времени, запоминание и называние изображение, обнаружение причинно-смысловой связи, например, между цветом предметной карточки и настроением ребенка и другие.
|
||||
17. |
|
Классификация игровых задач. Игры с частями тела Части тела человека могут восприниматься как жестко функциональные, и тогда вам никогда не придет в голову, что носом, с языком и губами, ушами можно играть как с отдельными объектами. Вместе с тем, д ействия с частями тела могут быть разными, воображаемыми и реальными: ладони – это лапы тигра, кошки; большой и указательный пальцы, собранные в колечко – это очки или бинокль; взрослый на четвереньках – это мост под который ползут зайцы; нога, согнутая в колене – это стрелка часов; пальцы, перебирающие по столу, – это человечек, муравей; указательный палец – это воображаемая авторучка или собеседник; левое ухо это левый поворот у автомобиля, нос – зажигание, лоб – сигнал «би-би»; руки в стороны – это крылья самолета, птицы, взрослый – это волк, а не человек и т.п.
|
||||
18. |
|
Классификация игровых задач. Игры с мелкими предметами Мелкие предметы – монетки, пуговицы, фишки, камешки способствуют стимуляции различных игровых действий: группировки, выкладывания в ряд по определенному признаку цвета, формы; приложения, наложения по образцу; выкладывания геометрических фигур и изображений, пересыпания, подбрасывания и собирания, прятания, извлечения звуков при потряхивании и т.п.
|
||||
19. |
|
Классификация игровых задач. Игры с простыми ролевыми действиями Игры с воображаемыми действиями, когда взрослый и ребенок берут на себя определенные роли, например, лают изображая собак не являются еще сложной ролевой игрой. Для ребенка 5-6 лет с выраженной ЗПР такие игры могут являться «зоной ближайшего развития» т.е. доступными и эмоционально привлекательными, тогда как при «норме» развития, такая игровая активность характерна для детей 3-4 лет.
|
||||
20.
|
|
Стратегия ориентация на состояние или действия другого. Предметно-практическое действие взрослого привлекает внимание ребенка, побуждает к повторению действия ребенком. Новизна, необычность действия взрослого облегчает процесс ориентации ребенка на состояние, поведение, требования взрослого. Постепенно у ребенка формируется потребность в ориентации на поведение взрослого как на источник новых интересных игр.
|
||||
21. |
|
Стратегия на осознание состояния. Это стратегия на объяснение, обсуждение причин, отдаленных и ближайших последствий особенного или нарушенного поведения ребенка. В игровой задаче «Какого цвета у тебя настроение?» с помощью фишек-цветообозначений можно поговорить о эмоциональных состояниях детей: обидчивости, агрессивности, конфликтности и других.
|
||||
23. |
|
Мотивация соревнования, соперничества стимулирует положительные эмоции у детей, способствует проявлению личностных как позитивных, так и негативных особенностей у детей. Содержание игровой задачи: Мимо детей пробегай и игрушку не отдавай! Негативные проявления: нерешительность, заторможенность, медлительность в роли водящего, обидчивость, когда не смог удержать игрушку в руках, агрессивность, когда ребенок слишком сильно толкает или задевает бегущего игрока и другие.
|
||||
24. |
|
Новизна, необычность способа игрового действия, когда надо захватить кеглю скакалкой стимулирует настойчивость и мотивацию соревнования. Правило-ограничение: нельзя вставать с места, когда пытаешься поймать кеглю - способствует преодолению гиперактивности, стимулирует чувство ответственности у детей. Ребенок соблюдает ограничения, ведет себя более произвольно и организованно во имя привлекательного мотива игры: опробовать собственные силы, новый способ действия «здесь и теперь».
|
||||
25.
|
|
Стратегия на провокацию и преодоление состояния. Можно провоцировать состояние нерешительности, боязливости у ребенка и преодолевать его «здесь и теперь». Для это можно использовать игровую задачу: «Я об стенку палками стучу, а ты не кричи, не пищи и с места не сходи!» В роли «того, кто стучит», «стукача» ребенок может отреагировать агрессивность, психомоторное возбуждение. Роль «стукача» берет на себя взрослый, если есть опасность, что ребенок не может себя контролировать и бъет слишком сильно и может задеть другого ребенка.
|
||||
26. |
|
Стратегия на положительное подкрепление, похвалу стимулирует переживания чувства успеха у детей. Ребенок переживает чувство успеха при успешном выполнении игровых действий с ограничениями. В игровой ситуации ребенок «опробует собственное поведение» без боязни ошибиться, сделать что-то не так.
|
||||
27.
|
|
Конструирование, придумывание новых способов игровых действий способствует вариативности поведения ребенка. Упрощение, усложнение, варьирование структуры игровой задачи взрослым способствует творческой активности ребенка «здесь и теперь». Способность ребенка к вариативности поведения способствует регуляции особенного или нарушенного поведения ребенком.
|
||||
28. |
|
Новизна, необычность поведения взрослого одно из условий эффективности игровой коррекции поведения детей. Чтобы поездка на машине была интереснее, взрослый раскачивает в стороны или резко приподнимает скамейку, вводит правила-ограничения для гиперактивных детей. Например, нельзя пищать, вскрикивать, когда скамейка резко приподнимается и т.п.
|
||||
29. |
|
Стимуляция положительных эмоций у детей это одна из стратегий поведения взрослого, направленная на изменение поведения и состояния ребенка «здесь и теперь». Взрослый может комментировать необычные, неожиданные действия и поведение ребенка. Например, спрашивает ребенка: «Это не кубик, а шапочка у тебя на голове?», «Это не кубик, а нос как у Хрюшки!» и т.д.
|
||||
30. |
|
Стратегия на чувство юмора предполагает понимание, принятие и переживание ребенком некоторого несоответствия, переносного смысла. Так, если взрослый начинает неожиданно разговаривать с игрушкой, то это может быть смешно! Чувство юмора эффективно при косвенной оценке нежелательного поведения обидчивых и других детей: «Петя, ты что развалился как Хрюшка!»
|
||||
31. |
|
Стратегия на телесный контакт между взрослым и детьми. Взрослый стремится оправдать, сделать интересным, естественным телесный контакт с ребенком разнообразными действиями. Это сочетание телесного контакта: с образом или сюжетом; с мотивацией соревнования и соперничества между детьми, детьми и взрослым; необычность телесного контакта. Это действия касания, прикосновения, поглаживания; действия рукопожатия, обнимания; удержание ребенка за части тела; действия шлепков, хлопков в ладоши, по плечу; действия надавливания, стягивания, перетягивания; действия поцелуя; действия телесного контакта с собственным телом и предметами.
|
||||
32.
|
|
Одна и та же игровая задача может реализовывать разные методы коррекции поведения в зависимости от варьирования, усложнения, упрощения структуры игровой задачи. Например, в игровой задаче: на спине лежи и не падай, ребенок стремится крепче держаться за плечи и шею взрослого. При этом стимулируется телесный контакт между взрослым и ребенком, а также положительные эмоции, если взрослый мычит, хрюкает и т.д. Если взрослый будет вставать, то может спровоцировать боязливость «здесь и теперь» с целью преодоления.
|
||||
33. |
|
Коррекция двигательной расторможенности предполагает использование стратегии на переключение ребенка из гиперактивного положения «стоя» в положение «лежа». Чтобы такое переключение было интересно ребенку, взрослый вводит игровой мотив: «Кто спокойно лежит, к тому ребенку игрушка летит!»
|
||||
34. |
|
Одна и та же игровая задача решает разные цели, например помогает: 1) корректировать гиперактивность, если соблюдать правило «надо пробегать и не касаться сверстника» или «надо терпеливо стоять не отрывая рук от стенки, пока сверстник бегает»; 2) стимулировать чувство успеха у нерешительных и других детей, если взрослый считает до десяти и предлагает пробежать как можно больше кругов на «рекорд»!
|
||||
35. |
|
Коррекция дефицита внимания. Способность к сосредоточению, переключению, объемности зрительного внимания способствуют игры с карточками. Взрослый предлагает детям игровые задачи: «Я карточку с изображением предмета покажу, а ты, что видишь быстрее всех назови!» Можно показывать одновременно две карточки, маскировать часть изображения, топать ногой, чтобы ребенок отвлекся и т.п.
|
||||
36. |
|
Коррекция эмоциональной неустойчивости. Обидчивость может сочетаться с неоправданным, слишком частым обращением ребенка за помощью к взрослому. В этом случае взрослый-игротерапевт может вводить ограничения, элементы отрицательного подкрепления желаний ребенка «не быть самостоятельным». Например, взрослый предлагает ребенку: «Слово на букву «М» назови, тогда буду твою игрушку искать!»
|
||||
37. |
|
Коррекция эмоциональной отгороженности. Дети с эмоциональной отгороженностью и выраженными расстройствами интеллекта, как правило, предпочитают игровое взаимодействие с активным раскачиванием, катанием предметов, стереотипными действиями стимулирующими тактильные, вестибулярные ощущения, зрительное восприятие.
|
||||
38.
|
|
Коррекция эмоциональной отгороженности. Необычность игровой ситуации стимулирует аутичного, эмоционально отгороженного ребенка к выполнению игровых действий, которые предлагает взрослый. В игровой задаче «Мишку вверх до потолка (полотенца) бросай!» ребенок проявляет целенаправленность, проивзольность действий, ориентируется на поведение взрослого, проявляет положительные эмоции.
|
||||
39. |
|
Коррекция застреваемости, навязчивости. Если ребенку в руки попадает палочка, другой предмет, то он навязчиво пытается стучать о другие предметы. Варьирование, усложнение, упрощение действий стука с постепенным или более активным переключением на иную деятельность может происходить в следующей игре: Если ребенок стучит просто палочкой, то к палочке из пластилина сердечник молотка прикреплю и Феде постучать предложу!»
|
||||
40. |
|
Новизна, необычность и неожиданность игровых действий с палочкой способствует переключению застревающих и обидчивых детей «здесь и теперь». Это фонарик, с фонариком можно походить по комнате. Взрослый использует интерес к воображаемому предмету в коррекционных целях.
|
||||
41. |
|
Коррекция заторможенности, бездеятельности. Взрослый использует вкладывание игровых предметов в руки ребенку или показывая предмет спрашивает: «Тебе это надо?», «А это?» и т.д. Состояние психической заторможенности может наблюдаться у детей с выраженными расстройствами интеллекта, органическим поражением ЦНС, детском аутизме и т.д.
|
||||
42.
|
|
Консультирование родителей может иметь различные диагностические и коррекционные цели. Запрос родителя: ребенок не слушается, нет единства взглядов с бабушкой на воспитание ребенка в семье. Игротерапевт демонстрирует образцы игрового поведения с ребенком родителю, наблюдает за поведением ребенка и матери. Выявленные причины: демонстративное, истеройдное поведение ребенка, черты демонстративного поведения, эгоцентричность в сочетании с зависимым поведением у матери.
|
||||
43. |
|
Обучение взрослых, родителей игровым приемам коррекции поведения ребенка предполагает: 1) стимуляцию способности превращения взрослого в состояние ребенка; 2) овладение родителями новыми игровыми задачами под руководством игротерапевта.
|
||||
44. |
|
Обучение студентов психолого-педагогического профиля навыкам игровой терапии предполагает: 1) овладение приемами установления контакта с ребенком; 2) углубление знаний об особенностях поведения, синдром-структуре расстройств у детей; 3) знание структурных элеметнов игровой задачи (целей и замыслов; содержания и способов игровых действий и их варьирования, усложнения, упрощения; представлений о правилах-ограничениях в играх с детьми); 4) обучение конкретным методам и приемам игровой коррекции поведения ребенка и другое.
|
||||
45. |
|
Типичные проблемы обучения игре. Вот палочка, а как с ней играть? Примерный перечень действий с палочкой: это не палочка, а дудочка. На ней можно играть; палочку можно перекатывать, ловить между ладоней, ловить из положения вертикально расположенной на столе; палочку можно удерживать лбами, пальцами рук.
|
Москва. 117313, ул. Гарибальди 4-2-75. (095)134-98-01
С-Петербург, ул. Восстания д. 51. (812) 279-86-44
Эл.почта: playther@rambler.ru Сайт: www.playther.narod.ru